| Буквализм Мы, взрослые, прекрасно отдаем себе отчет в том, что в наших разговорах, в отзывах о родственниках, знакомых и незнакомых сильно влияние минуты. Складывается вместе наше настроение, тип аудитории (тут мы ведем себя смирно, а там хочется блеснуть), контекст, в котором обсуждается человек. Мы соображаем, что такое красное словцо, и, навернись оно на язык, произносим его в уверенности, что слушатели посмеются, но не примут его совсем всерьез. Толика перца только оживляет беседу. | | Влияние реакции родителей на ребенка Средства массовой информации в доме - открытое окно в мир. Вы стоите у окна вместе с детьми и комментируете происходящее, о котором они знают так мало, а хотят знать все. Вы вольны одним движением бровей, пальцем, прижатым к губам, возбудить их интерес, сочувствие. Вольны так же легко убить внимание или направить его по ложному пути. | | Тараканы придут в гости, чаем угощу Через ухваченную крупицу знания о мире малыш пытается постичь несравненно большее - то, от чего она откололась. А через реакцию старших на видимое, слышимое и чувствуемое вокруг постичь принципы оценки. Наше отношение к каким-то известиям, событиям для него - компас в море информации. | | Фиксация внимания на ребенке в ущерб мужу Справедливости ради заметим, что у молодых матерей существует порой тенденция чрезмерно фиксировать внимание на ребенке в ущерб мужу, в ущерб всем другим интересам. Если женщина бросила работу, это проявляется особенно наглядно. Таким путем она компенсирует и оправдывает свой `усеченный` образ жизни, стремится доказать самой себе и окружающим, что ребенок - достаточно веская причина для жертв, неудобств, лишений. | | Уравниловка Мы не ратуем за полную уравниловку. Человек вправе получать увеличенную долю внимания и материальных благ, потому что у него более напряженная работа или учеба (а не более высокая зарплата). Потому, что он болен. Потому, что стар, и его надо беречь. Потому, что еще мал и хрупок. Но преимущества, которые достаются кому-то, должны быть в глазах малыша оправданны. | | Связи между роственниками Если члены семьи в основном равноправны, относятся друг к другу с уважением, тактом и заботой, если они вместе в радости и еще теснее в беде, если хозяйственные обязанности распределены справедливо, согласно силам и загруженности каждого, если кроме общего котла, реально существует и общий очаг, мы вправе считать такую семью маленьким коллективом, нормальной средой для ребенка. | | Влияние семейной атмосферы в целом Проанализировав собранные материалы, ученые пришли к выводу, что отдельные элементы не являются решающими, что определяющее воздействие оказывает семейная атмосфера в целом, рождающаяся из сочетания всех элементов `содержания и формы`, присущих данной семье. | | Поразительная наблюдательность детей Наблюдательность, впечатлительность, восприимчивость... Но почему же тогда так туго поддаются они нашим поучениям? Почему рассеянно пропускают их мимо ушей и приходится по многу раз твердить одно и то же? Куда в тот момент девается их впечатлительность? И почему они жадно впитывают то, что их не касается, путая нам все педагогические карты? | | Ориентация на дурное Заметьте, поводом для педагогических упражнений становятся лишь провинности. Никто не заводит длинных разговоров о хороших деяниях. Хорошее кажется нормальным, так и надо. `Давай-ка потолкуем. Хочу тебе объяснить, что ты молодец. Хотя была свобода выбора, и легче было поступить скверно, ты устоял и сделал хорошо...` Так ведь не воспитывают, верно? Преобладает разнос. | | Чрезмерные надежды на разговоры Чем меньше ребенок, тем немногословнее должны быть родительские внушения. Малыш отличается от взрослых слабым еще развитием второй сигнальной системы. Поток, водопад фраз выглядит для него совсем иначе, чем для говорящего. Он просто не способен еще долго сосредоточенно слушать и осмысливать обращенные к нему наставления. |
|